Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Главное меню

Об организации обр. процесса

logo resh color

Госуслуги

Ученическое самоуправление — форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.

 Ученическое  самоуправление

       1. Позиционный блок

       Цель -  формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через  освоение навыков социального взаимодействия.

       Задачи ученического самоуправления:

- Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;

- Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;

- Определение организационной структуры ученическо­го коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;

- Организация деятельности органов ученического само­управления;

- Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;

- Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;

- Подведение итогов работы, анализ ее результатов;

- Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного  мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;

- Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;

- Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.                                                          

      Принципы построения и развития ученического самоуправления. 

- Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;

- Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;

- Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;

- Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;

- Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;

- Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;

- Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;

- Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета, учащимися и учителями.

     Чтобы более полно понять цели, задачи и принципы ученического самоуправления, прежде всего, нужно разобраться в понятии «самоуправление». И так, что же такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой  самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными  кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.

   Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы. 

      С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации. 

      Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. 

      Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление. 

      Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.

   Самоуправление – это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление -  объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели. 

   Для понимания самоуправления принципиально важно, что субъектом является никто иной, как детское общественное объединение в целом. Объектом выступает деятельность, которая осуществляется совместно, т.е. распределяется на отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и направлены на достижение единого результата.

     Содержание деятельности органов ученического самоуправления

   Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

- Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.

- Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;

- Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, спортивных эстафет, дней здоровья;

- Художественно-эстетическая деятельность - тематические концерты, фестивали, праздники, конкурсы, акции, выставки, встречи;

- Информационная деятельность – пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы).

    Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

    Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.

    Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по отношению к своей деятельности или коллективу.

    Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами.

    Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей деятельности.

    Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся.

    Самоуправление - это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов.

    Природа самоуправления многогранна. В целом, корни самоуправления - в социальной активности народа.

   Политические корни, в частности, - в демократической культуре, идеологические -  в оптимальном сочетании личного и общественного, а нравственные - в утверждении этических ценностей, гуманного отношения к человеку.

         2. Организационный блок

Структура уровней ученического самоуправления школы.

     Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом

     На уровне школы: 

- через деятельность выборного Совета обучащихся (старшеклассников) школы (далее СОШ), создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;

- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;

     На уровне классов:

- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой СОШ и классных руководителей;

- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса;

     На индивидуальном уровне:

через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе.

Структура ученического самоуправления:

Ученическое самоуправление в классеБезымянный

       Ученическое самоуправление школы в возрастной группе учащихся 5-8 классы Безымянный 3

     Ученическое самоуправление школы в возрастной группе учащихся 9-11 классы

Безымянный2

       Педагогические задачи:

- Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.

- Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

- Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, района, Отечества;

- Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса.

       3. Нормативно – правовой блок

       Документы, лежащие в основе разработки модели ученического самоуправления, регулирующие функционирование ученического самоуправления:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

- Конвенция о правах ребёнка.

- Конституция Российской Федерации.

- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

       4. Содержательный блок

      Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление состоит из пяти блоков, называемых министерствами. Соотношение министерств  и ведущих видов деятельности представлено в таблице ниже:

Министерства

Ведущий вид деятельности

Содержание

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Познавательная деятельность

предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе)

МИНИСТЕРСТВО ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Спортивно – оздоровительная деятельность

организация работы спортивных секций, соревнования, дни здоровья

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА

Художественно – эстетическая деятельность

тематические концерты, фестивали, акции,  праздники, конкурсы, выставки, встречи

МИНИСТЕРСТВО СМИ

Информационно - медийная деятельность

Информационное обеспечение деятельности совета старшеклассников по всем направлениям деятельности, выпуск газет, молний, объявлений; проведение конкурсов рисунков, плакатов, газет по определенным темам.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЭКОЛОГИИ

Трудовая деятельность

тематические акции, организация субботников, мероприятия по озеленению пришкольной территории

      Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.                                                                          5. Технологический блок

       Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и потребностей учащихся.

      Ожидаемые результаты:

- Повышение гражданской позиции школьников;

- Повышение заинтересованности в развитии школы;

- Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;

- Увеличение занятости детей во внеурочное время;

- Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;

- Активизация творческой деятельности учащихся;

- Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;

- Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

       Основные формы ученического самоуправления.

- Заседания Совета ученического самоуправления;

- Участие в работе собрания;

- Участие в работе ученических и родительских собраний;

- Проведение благотворительных и иных акций;

- Проведение социологических опросов;

- Участие в работе творческих групп;

- Проведение круглых столов;

- Организация и проведение досуговых мероприятий;

- Организация и проведение спортивных соревнований;

- Другие формы работы.

      Школьный Совет ученического самоуправления определил пять основных направления деятельности:

- поддержание, укрепление и формирование традиций школы;

- гражданско-патриотическое;

- воспитание толерантного отношения к окружающим, развитие творческих задатков, способностей, дарований и талантов;

- спортивно-оздоровительное.

- профилактика предупреждения преступлений и правонарушений.

        По каждому из направлений выбраны определенные формы деятельности и закреплены мероприятия, которые отражены  в планировании на год.

    Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик  может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

      Для роста активности детского коллектива решающую роль играет стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными   чертами которого является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их инициативу,  самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива. Там, где школьники не являются организаторами, вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет подлинного ученического самоуправления. Действующий орган ученического самоуправления – инициатор всех творческих дел, он отчитывается перед своими товарищами за проделанную работу, если член ученического коллектива самоуправления не справляется со своей работой, то в он в любой момент переизбирается или заменяется достойной кандидатурой.

   Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий  педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе,  направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

      Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.

  Чтобы дети на деле сами стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто предоставлять им права, а необходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.

Кто на сайте

Сейчас на сайте 19 гостей и нет пользователей